Кастанеда vs кактусианство // Mash

Прочитав одно из высказываний в fido7.ru.suicide, не смог удержаться от словесного [skip]. Цитировать не буду (память у меня девичья), а вот смысл мне представился таким: «Господа, читайте Карлоса Кастанеду. Его книжки — rulezzz, viva наркота! Была бы пустыня под боком, съездил бы кактусов пожрать».

— Вы читали Кастанеду?— Это «Настольная книга наркомана»? Нет, не читал…

статья газеты «Московский комсомолец» 31.01.95г.

Мое знакомство с творческой мыслью этого загадочного сказочника началось в 96-ом году. Окончательно сбив режим дня походом на очередной Грушинский фестиваль, я, будучи на летних каникулах, конструктивно разделил растрачивание своего времени на три почти равных части: пьянки-гулянки (т.н. походы в гости), компьютерные заморочки и литературу. Так как моя домашняя библиотека не удовлетворяет запросам хозяина, то постоянно ведётся поиск книг у добрых людей (мир действительно не без них). Очередной поиск увенчался обладанием 4-х томов К.Кастанеды. Результат — две недели сорваной крыши. Потом быт и реальность взяли свое, но старое восприятие мира ушло. Ушло напрочь.

Почему-то многие говорят, что Кастанеда сложен для восприятия и понимания. Кесарю-кесарево, слесарю-слесарево. Лично я забросил читать его как раз после четвертого тома, т.к. начались непонятки. Точка сборки Кастанеды стала прыгать между обычным своим тупым состоянием и повышенным вниманием. Причём оказалось, что эту фишку дон Хуан проделывал с КК постоянно с самого начала обучения. И вот Кастанеду начинат вставлять по-страшному. Он уже не знает какой мир реален, а какой нет. Идут постоянные подгрузы о дисциплинированности и решимости, причём это касается настолько нелепых с точки зрения обыденного разума действий, что непонятными становятся сами определения дисциплины и твёрдости в решениях. Кстати, один из психологических крючков диалогов КК и дона Хуана (если был таковой): профессор антропологии представлен как дебиловатое существо, туго меняющееся на протяжении нескольких лет и постоянно задающее одни и те же вопросы. Правда ответы на эти вопросы он получает разные.

В общем забросил я этот «Pulp Fiction» на несколько лет. Как оказалось зря. А может быть и не зря. Видать, просто не достигло моё серое вещество нужной консистенции. Перечитывал и дочитывал до конца уже позднее и с другим подходом. Чувак рулит! Однозначно.

С чем я согласился легко и сразу: родители (а позднее и общество) учат детей восприятию мира, интерпретации увиденного, тем самым вгоняя их (н_а_с) в жесткие рамки. Это и есть «описание», «картина мира», за рамками которой складируются те вещи, которые человек не подпускает к своему сознанию. «Люди говорят нам с момента нашего рождения, что мир такой-то и такой-то и все обстоит так-то и так-то. У нас нет выбора. Мы вынуждены принять, что мир именно таков, каким нам его описывают». Здесь всплывает одно из центральных понятий учения — точка сборки, представляющая собой яркое пятно на задней поверхности кокона, находящееся на расстоянии вытянутой руки сзади от физического тела человека. Это пятно может перемещаться по поверхности, внутрь кокона или наружу, изменяя при этом его форму. Маги полагают, что точка сборки отвечает за восприятие мира: человек воспринимает только те энергетические волокна, которые проходят через точку сборки.

Второй интересный момент: «внутренний диалог». Мы говорим сами с собой постоянно (даже во сне :)). В голове крутятся проблемы, ситуации, конфликты, пути их решения и прочая шваль. Это войну хорошо — он один раз решил и уже не свернёт с той дороги, у которой, по его скромному мнению, есть сердце. А обычный человек сядет на перекрестке и будет до конца жизни ломать голову, анализировать себя, анализировать свой анализ себя и думать, думать, думать: «правильный ли выбор я бы сделал, если бы…» Остановка внутренного диалога. Голос абсолютного знания внутри нас. Хмм… Звучит неплохо. Причём звучит неплохо в различных учениях.

Идем далее. Согласно учению магов, человеческое существо, рождаясь, получает от безликой могущественной силы, которую маги называют Орлом, «аванс» — сознание. В течение всей жизни человек развивает это сознание, обогащает его своим опытом. Когда человек умирает, Орел забирает себе его сознание вместе с накопленным опытом, впечатлениями и переживаниями. В качестве способа избежать поглощения Орлом своего сознания и сохранить его и после смерти физического тела предлагается встать на «путь воина», кардинально изменив все свое существо. Так как запас энергии ограничен, то воин должен соблюдать следующие правила:

  • Воин должен переоценивать свои жизненные интересы и занятия и отсекать все лишнее, строго отбирая то, на что он будет тратить свои время и энергию;
  • Воин должен уйти от повседневной суеты и бесцельного существования;
  • Воин не должен мучить себя сомнениями или жаловаться на судьбу;
  • Воин не разменивается на мелочи и ни в чем не дает себе поблажки, он должен являться хозяином своей судьбы;
  • Им должно двигать несгибаемое желание достичь «абсолютной свободы», безупречность и жёсткая внутренняя дисциплина.

Из обещаний… Только одно, железное, хозяйское: «Смерть». Апокалипсис персонален, никаких лазеек, никакой реинкарнации. Идея отношения к смерти как к спутнику, наблюдающему за нашими поступками. Да… Это вам не грибы жевать.

Описывать учение в терминах КК не имеет смысла. Кто читал, тот знаком как с терминами, так и с учением. Толкование терминов «непосвященным» займет пару добрых печатных томов. Даже дон Хуан (о, Великий Учитель!) не хочет облачать в слова большинство понятий «пути воина» (но ради этого настырного КК чего только не сделаешь ;)) Обдумывание же и облачение учения в академическую форму рождает настолько тяжеловесный продукт, что переварить его только академики и могут.

— Ты говоришь загадками, дон Хуан.

— Да, пока это кажется загадкой. Когда-нибудь ты все поймешь. Сейчас просто глупо пытаться говорить об этом или что-то объяснять. Все, что я попробую объяснить тебе, будет лишено смысла. В данный момент какие-нибудь непостижимые банальности показались бы тебе бесконечно более осмысленными.

Забавно коммерческое использование Кастанедовских практик, начавшееся с появлением в начале 90-х группы Тансегрити. Семинары за баксы, продажа кассет и «методичек», полная либерализация учения, которое по своей сути предъявляет к адепту требования, следовать которым не может практически никто. Избранные. Единицы. А тут (хлоп!): оказывается, даже среднестатистическая американская многодетная домохозяйка вполне может проскочить мимо Орла за пару сотен (а лучше тысяч — побыстрее будет ;)) зеленых.

И, возвращаясь к кактусам, хотелось бы привести цитату из «Колеса времени»:

В абстрактном характере высказываний из первой книги, «Учение дона Хуана», заключена сущность всего, что говорил дон Хуан в самом начале моего ученичества. По полному тексту книги видно, что дон Хуан очень много рассказывал о союзниках, растениях силы, Мескалито, «дымке», ветре, речных и горных духах, духе чаппараля и так далее. Позже, когда я спроил его, почему он уделял такое внимание этим явлениям, но не обращался к ним впоследствии, он невозмутимо признался, что в начале моего обучения погрузился в весь этот псевдошаманский вздор только ради меня.

Я был ошеломлен. Меня удивило то, как он может высказывать такие утверждения, представляющие собой откровенную неправду. Однако он действительно имел в виду именно то, что сказал, а я, без сомнения, был тем самым человеком, который мог засвидетельствовать достоверность его слови расположения духа.

— Не относись к этому так серьезно, — смеясь, сказал он. — Занятия всей этой чепухой всегда развлекали меня, а с тобой было еще веселее, так как я знал, что делаю это для твоей же пользы.— Для моей пользы, дон Хуан? Что за ерунда?

— Да, для твоей пользы. Я обманывал тебя, удерживая твое внимание теми предметами твоего мира, которые вызывали у тебя глубокий интерес, — и ты проглатывал все целиком: и наживку, и леску, и поплавок.

2002